Поиск |
Сообщения за день |
31.03.2009, 02:22 | ||||
|
||||
|
В.Маканин-повесть о природе музыки.
Долго думал куда это написать – в тексты или в музыку. Наконец, решил сюда, потому как на Солиуме тексты всё таки больше с эзотерическим уклоном, а эта повесть – художественная и о музыке.
Это самая сильная и запоминающаяся вещь из всего, что я прочёл у Владимира Маканина. В повести ”Где сходилось небо с холмами” Маканин раскрыл очень сложную и серьёзную тему. О том как музыка, выходя из своего источника, из народа, превращается в итоге в ротацию, которая разливаясь губительным потоком из радиоприёмников и телевизоров, отравляет собственные корни. Владимир Маканин - Где сходилось небо с холмами …Пустые столики и емкая полутьма ресторана создавали настроение, время не двигалось, было тихо, и Геннадий, сидя за столом, пел совсем негромко. Чуткий, он не надоедал, не лез с башиловскими, с теми песнями, и лишь в ряду прочих он как-то спел одну из них, спел вдохновенно. Башилов был под хмелем, спросил: знает ли Геннадий, как эта песня возникла? Расслабившийся, он повторил: - Знаешь ли, откуда она? - Конечно,- с готовностью ответил Геннадий. Он как бы выдернул из рук лабуха гитару, побренчал, а затем, аккомпанируя, чистым и без хрипа голосом пропел маршеобразное вступление Второй виолончельной сонаты. Он совсем неплохо выявил соотношение тональностей, а ведь они несли характер. А затем - что было куда более удивительно! - он пропел отдаленный прообраз этого вступления, мелодию поселка, которую Башилов отчасти уже и забыл. - Молодчина! - похвалил Башилов. Слово упрощает, и если Башилов говорил, что “использовал мелодию поселка”, это не означало, что он и впрямь вплел некую мелодию в ткань музыки: речь не шла о некоем заглядывании в сборник поселковского мелоса, ни даже в память, речь шла о довольно сложных фольклорных усечениях, когда, репризно усиленная, вдруг возникала завораживающая, заклинающая башиловская музыка; не без пышности в статьях писали, что музыке присуще то долгое раздумье, которое прежде всего мучительно, какому бы веку человек ни принадлежал. - Молодчина!.. От похвалы просиявший и молниеносно опрокинувший в рот стопку, Геннадий запел теперь сохраненные памятью поселковские голосовые ходы той же темы; он пел и ясно наслаждался ускользающей, отмирающей полифонией; Башилов же, покуривая, думал о чуткой его музыкальности, о том, что голос простенький и несильный, а жаль. Башилов расслабился, выпил еще; кажется, он выпил много, и уже с подробностями он рассказал вновь о посещении поселка, в частности о крикливой Василисе-старой, по мнению которой оба они, музыканты, сосут из родных мест соки. - Это про меня ведьма кричала. Про меня. - Геннадий смеялся, а Башилов покачивал головой - не только, мол, про тебя. Вспомнив больше, Башилов сказал: - А знаешь, Гена, они перестали петь именно те песни, которые я хорошо играл... Удивительно? И вновь Геннадий поразил: он ответил, что это совсем неудивительно, что вот сейчас, к примеру, он только что спел праоснову башиловской песни - и что же? - а то, что рядом с башиловской она как-то потускнела, постарела, и петь ее как отдельную песню теперь, конечно, не хочется. Башилов спросил, уже больше доверяя его музыкальности: - Почему, Гена? - Был бы певцом, сразу бы почувствовал. - Я пел мальчиком... - Написав песню, ты собрал с молока самые легкие сливки. Мужики и бабы начинают петь вроде бы свое, поют, но твоя-то удобнее для пения, мастеровитее; она встает им поперек горла - сбивает, заворачивает в свое русло... - И что же? - Они или немеют, или поют твое... Разговор прервался, так как Геннадия позвали попробовать шашлыки, да, в ночное время шашлыки уже второй раз готовились специально для гостя… читать скачать Список последних тем раздела: |
|||