Клещин - древний город славян, реконструкция

15.08.2014 17:13 Ramjes#1

Дню археолога 15 августа, посвящается.

Древний город Клещин, реконструкция

Мы решили прикоснуться к тайне веков и провели историческое исследование-реконструкцию в городе Переславле-Залесском, что находится в Ярославской области.

http://www.ljplus.ru/img4/a/n/anton_platov/PLA.jpg
Фото с воздуха


Предыстория

Переславль заложен Юрием Долгоруким в 1153 году через 6 лет после основания Москвы. Здесь жил Александр Невский, бывали князь Олег и Иван Грозный. Именно здесь на берегу озера Плещеево, Петр I начал строить свою «потешную флотилию» - самый первый российский флот.

Благодаря профессору Пуришеву, в советские годы, Переславль сохранил свою первозданность. Все современные микрорайоны решили строить на окраине города, не затрагивая центральную историческую часть. Таким образом, древние земли остались нетронутыми. К одному такому месту мы и обратили свое внимание.

В 10-11 веках на восточном берегу озера Плещеево стоял древний деревянный город. Он назывался Клещин, также называлось и озеро (Клещино). Историки полагают, что современное название озера произошло от «клескаться» т.е. плескаться. Однако существует и другое мнение, что название пошло от «клещить», т.е. ущемлять, зажимать, это было связано со сбором дани от живших там племен.

Клещин был построен на очень древней земле, здесь во все времена жили люди, чему свидетельствуют находки каменных топоров и наконечников периода неолита (нового каменного века). В начале веков здесь жили меряне – финно-угрские племена. Они поклонялись «синему камню» - своей святыне. Этот камень до сих пор лежит на берегу озера и исполняет желания посетителей. О нем я расскажу позже.

В 1152 году город Клещин было решено перенести ближе к устью реки Трубеж, из-за лучшей проходимости лодок, так и образовался новый Переславль. Историки считают, что старый Клещин простоял вплоть до 15-16 веков, а потом был утрачен. С тех пор место пустовало, но современное село Городище, расположенное рядом, существует и по сей день. В Городище никогда не было никаких супермаркетов и индустриализации, а лишь маленькие деревенские домики.
Сейчас от Клещина остались только рукотворные земляные валы, служившие опорой для крепостных стен.

Никто не знает, как выглядел Клещин, нет ни одной даже примерной реконструкции. Поэтому мы, вооружившись фотоаппаратом, находчивостью, помощью экстрасенсов, решили провести свое исследование с целью показать, как мог выглядеть этот город.

Исследование

10 августа 2014 года мы направились на место. Вскарабкавшись на холм, мы увидели ровную полянку, кое-где вспаханную на грядки, усаженные репой, капустой и горохом. Я сколько себя помню, в этом месте всегда были только огороды и никаких строений. А это значит, что место хорошо хранит память веков и эту информацию можно получить.

Сделав пару фотографий, я решил «прогуляться по огородам» с целью: «вдруг чего найду» и мои надежды оправдались. Культурный слой составляет всего 1,3 метра и огородники, вспахивая почву под свои посевы, затрагивают его, вытаскивая на поверхность древние артефакты.

Ссылка на большое изображение (4211 kB)

Ссылка на большое изображение (6093 kB)

Панорамы

Пройдясь по «бороздам», мы насобирали порядка 80-ти осколков древней глиняной посуды. Осколки имели разный характер и требовали изучения, о чем я расскажу ниже.

https://solium.ru/images/kleshin/kleshin_cherepok1.jpg

Фото найденных черепков


Мы встречали и кости, которые могли быть человеческими. Некоторые археологи упоминают, что культурный слой Клещина нарушен не только огородами, но и кладбищем. Но видимых признаков кладбища нет. Если оно и существовало, то очень давно, вероятно в 16-17 веке. А вообще, у подножия холмов было порядка 1300 древних курганов, которые уже исследованы. В этих курганах находили глиняную посуду, бусины, монгольские и даже иранские монеты. Когда-то эти места имели хорошее соединение с заморскими странами по Волге и ее каналам.

Реконструкция

Как же выглядел древний город? Информация, полученная с места, «сенсорным» способом, четко указывала на то, что город был окружен деревянными бревенчатыми стенами, поставленными не частоколом (вертикально врытыми в землю бревнами), а положенными горизонтально. Город имел одно большое здание и несколько маленьких изб с узкими в ширину окошками. Крыши были покрыты соломой, связанной в снопы и прижатой жердями, а во дворах стояли столбы или конструкции из отдельно стоящих или парных столбов непонятного назначения, некоторые из них имели волнообразную резьбу снизу и сверху. Внутри города было несколько выходов, распашных ворот не было, а были «падающие ворота» на цепях. Ворота закрывались редко, в этом не было нужды.

Все постройки имели очень простой, и даже грубый характер. Обычные бревенчатые домики с двускатной крышей. В малых избах отсутствовали перегородки, по периметру помещения были деревянные нары, которые использовались также как столы. Сами дома стояли на столбах, приподняты над землей на расстоянии примерно 60 см. Внутри города была «хорошо-утоптанная» центральная площадь. На сторожевых башнях с четырехскатной крышей, были пристройки-башенки. В крепостных стенах были продолговатые горизонтальные бойницы. Некоторые здания в плане были поставлены под углом.
Информация, полученная «сенсорным» способом впоследствии подтвердилась. Википедия говорит:

Цитата:
«Все постройки города были деревянными: известно, что в нем были дом княжеского наместника, палата воинов-дружинников и Спасская церковь. На валах располагалось несколько деревянных башен (не менее четырёх: на остатках валов видны разрывы от четырех проездных башен) и рубленые стены Клещинского детинца — довольно мощные по тем временам укрепления».
Стало быть, увиденное большое здание – это и была Спасская церковь. Она состояла из двух объемов, вертикального «восьмерика», сложенного из бревен с башенкой на вершине. К «восьмерику» пристраивалась обычная «прямоугольная изба» с двускатной крышей. Внутри церкви было достаточно просто и пусто, здесь не было отдельных комнат и алтаря, только просторное помещение и подставка для книги по центру. Лавок тоже не было, отсюда можно сделать вывод, что все службы велись стоя. Впрочем, нет четкой уверенности в том, что службы вообще велись в храме или велись часто.

Археология

Найденные глиняные черепки, требовали изучения. Мы принесли их домой, отмыли.

Я не специалист по древностям, поэтому поехал в центр Переславля, на берег реки Трубеж, где велись археологические раскопки. Там я увидел, что археологи уже нашли кучку черепков, однако, на вид они были «как новенькие» оранжевого и черного цвета, не трудно было догадаться, что это черепки, скорее всего, начала 20 века.

https://solium.ru/images/kleshin/kleshin_arh.jpg

Раскопки археологов в Переславле


Я показал девушке-археологу образцы из Клещина, задав вопрос об их древности. Она ответила, что, скорее всего, не очень древние 17-19-го века, однако один образец из белой глины ее заинтересовал, сказала что «вот этот какой хороший» и «похож».

Придя домой, я начал «шерстить интернет» и наткнулся на форум кладоискателей, где люди выкладывали свои глиняные черепки для анализа. К удивлению заметил, что многие из осколков похожи на наши. Пришлось искать информацию по древнеславянской глиняной посуде.

Меня удивило, что в первых рядах поиска по данному словосочетанию выпали картинки глиняных горшков из курганных могильников села Веськово в Переславле. По виду и характеру этих горшков, стало ясно, что наши осколки им идентичны.

https://solium.ru/images/kleshin/gorshki_all.jpg
Картинки горшков из Веськово


Мы нашли не только ровные черепки, но и кусочки от кромки горшков и даже несколько фрагментов с узором.

После анализа всей информации, стало понятно, как определять древнюю славянскую керамику на «древность». Керамику 10-12 веков, домонгольской эпохи делали, преимущественно, из белой глины без примесей (вот почему «белый черепок» привлек внимание девушки-археолога), а глина более поздней керамики уже была рыжей и содержала добавления в виде песка и шамота (глиняного песка от битых перетолченных черепков).

Таким образом, стало не трудно отсортировать все наши 80 образцов по эпохам.

~ 10-12 век

https://solium.ru/images/kleshin/10vek.jpg

https://solium.ru/images/kleshin/10vek1.jpg

~ 13-16 век

https://solium.ru/images/kleshin/15vek.jpg

https://solium.ru/images/kleshin/15vek1.jpg

~ 17-19 век


https://solium.ru/images/kleshin/17vek.jpg

https://solium.ru/images/kleshin/17vek1.jpg


Однако и эта сортировка относительна. Поскольку на «форуме кладоискателей» человек выкладывал глиняные образцы, относящиеся к периоду до нашей эры и эти образцы идентичны тем, которые мы оценили как 14-16 века.

Весь полученный материал мы использовали для настройки на место. Первое, что отметили экстрасенсы, это «высокую информативность» данных образцов. Все это позволило доукомплектовать общую картину.

https://solium.ru/images/kleshin/cherepki_all2.jpg

https://solium.ru/images/kleshin/ceram.jpg

Виды древнеславянской керамика

Итог

Вот какая информация была дополнительно получена:
Башен было не четыре, как предполагают историки, а три. С левой стороны города был мост, который соединял город с «александровой горой». На «александровой горе», немного вглубь, стояли дома. Крепость соединялась с деревней только этим мостом. Вероятно, в постройках использовалось и стекло, хотя подтверждений этой информации нет.

В принципе, город Клещин строился по аналогии других древнерусских городов, поэтому он мог выглядеть примерно так:

https://solium.ru/images/kleshin/rec.jpg

Но конечный вариант нашей реконструкции вот такой:

https://solium.ru/images/kleshin/kles...nstrukcija.jpg

Реконструкция древнеславянского города Клещин

Спасская церковь выглядела практически также как на этой фотографии. О том, что за церковь на данной фотографии, у меня информации нет. Она была найдена в поиске.

https://solium.ru/images/kleshin/kleshin_church.jpg

Так могла выглядеть Спасская церковь


Синий Камень

В дополнение к изложенному материалу, я бы хотел рассказать о мерянской культуре и синем камне, что до сих пор лежит на берегу озера. Важно сказать, что этот камень никогда не назывался «Синь-камнем», он всегда назывался синим. Вероятно, «новомодное» название ему дают различные поклонники старославянских верований. Я уже говорил на форуме и повторю еще раз, что большинство нынешних сторонников «старославянизма» очень много выдумывают и формируют какую-то свою культуру, не имеющую ничего общего со старославянской. Следует понимать, что в те времена не все было так радужно, было много войн, казней, подлостей.

https://solium.ru/images/kleshin/siniy_kamen.jpg

Свежее фото синего камня
(2014)

Сейчас в Переславле на туристах делают деньги. Поэтому возле Синего Камня повязывают непонятные ленточки к деревьям, которые можно купить за 5 рублей (это торговцы придумали специально, для развития бизнеса). В 80-х годах всего этого не было и в помине, более того, этот камень было сложно найти в зарослях. В те времена он выступал из земли значительно больше, чем сейчас и выглядел скорее «продолговатым», чем «круглым», как сейчас.

К «туристической профанации» можно отнести и рыбу «ряпушку переславскую» - во всех путеводителях написано, что эту рыбу подавали раньше к царскому столу. В современном озере ряпушки практически не осталось, поэтому торговцы выдают за ряпушку обычную плотву, чем одурачивают «восхищенных туристов».

Вернемся к камню. Он действительно очень древний и состоит из вулканической породы, считается, что в эти места его принес ледник и впоследствии он стал использоваться мерянскими племенами для поклонения. С моей точки зрения, этот камень имеет «энергетику», характерную для дольменов и любых других каменных объектов для поклонений. В первую очередь такие «святыни» имеют «стихийную энергетику», т.е. хранят в себе некую потенциальную энергию.

Когда человек входит в резонанс с такой «брутальной» энергией он «заземляется», вследствие этого с него может сойти все «энергетически-наносное», отсюда и весь «чудодейственный эффект».

С другой стороны, такие объекты являются, по церковным понятиям, «намоленными», т.е. древние племена, совершая ритуалы вокруг таких камней, вкладывали в них определенную ментальную энергию и информацию. В каком-то смысле можно сказать, что такой камень является «древней флешкой», а человек способен считывать эту информацию.

Про Синий Камень рассказывают одну главную легенду, что, дескать, сбросили этот камень с горы, чтобы люди ему не поклонялись, а ходили в церковь, захотели его положить в основание церкви и транспортировать на место на санях через замерзшее озеро, но камень затонул и спустя века чудесным образом появился на берегу снова.
Этому есть свидетельства в летописях 17-го века:

Цитата:
"Бысть во граде Переславле камень за Борисом и Глебом (прим. Ныне Борисоглебская слобода) в боярку, в нем же вселился демон, мечты творя и привлекая к себе ис Переславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца в праздник великих верховных апостолов Петра и Павла. И они слушаху его и стекахуся из году в год и творяху ему почесть..." (17 в)
Что можно сказать по этому поводу? Во-первых, озеро очень обмельчало, по нему можно идти километр и будет по колено. Можно сделать вывод, что камень мог затонуть недалеко от берега, а уже потом, когда озеро обмельчало – «выплыл» на поверхность.
Во-вторых, есть мысли о том, что было несколько подобных камней. Например, один из таких лежит прямо у Спасо-Преображенского Собора в центре Переславля и легко доступен для просмотра.

Раньше синий камень лежал на «Ярилиной » или «Лысой» горе, сейчас она называется «александрова гора» в честь Александра Невского. Когда-то князь имел на этой горе личный дворец и руководил оттуда своим войском.

Такие камни широко использовались для культов мерян. Еще их называют «камни – чашечники», а само название «синий», вероятнее всего, происходит из мерянских эпосов – существует информация, что меряне также поклонялись и «синим горам».
Подробнее об этом можно почитать здесь

Заключение

Земля ярославская полна тайн, недалеко от Переславля есть село Берендеево, помните из сказок царя Берендея? Еще есть село Кощейково. А у озера Плещеево «двойное дно», говорят, раньше из Никитского монастыря под дном озера был секретный тоннель, который сохранился и по сей день, правда, затоплен.

Вообще ярославская область официально признана «родиной русских сказок». И неспроста, ведь столько здесь намешано: и каменный век и меряне и славяне, русские богатыри и князья и, конечно же: «Синий Камень». Здесь встречаются даже настоящие «гномы», впрочем, это уже совсем другая история.

Полезные ссылки:

Сайт о мерянской культуре
Мерянские «синие камни»
Идентификация древней керамики, форум кладоискателей
Керамика рязанской земли
Антон Платов: Плещеево озеро, Александрова гора и Клещин
Клещин городок
Клещин, доклад переславского научно-просветительского общества (PDF)
Клещин городок, славянская крепость, резервация для орды или образчик дружбы народов Средневековья?
Переславль-Залесский
Русское строительство раннефеодального периода
Ростовская земля – «Арса» арабских географов
Окольный город Суздаля, М.В. Седова, Д.А. Беленькая
Деревянное зодчество древней Руси
Круговорот душ или «камни следовики»
Подборка фотографий деревянных церквей древней Руси
Древние русские крепости П.А. Раппопорт
Русский град у озера Неро
16.08.2014 02:11 Heiur#2
Интересно а письмена и грамоты нашли берестяные или на шкурах?
Интересно про книги. А черепки, интересно конечно, но черепки везде валяются. Это бытовая посуда.
Другое бы археологи показали. Да вижу, все народ черепками кормят. Вернее из черепков.
Одно и тоже - результаты археологии - и пошли фотографии черепков, да рыбных костей.
Не монет, не украшений, не книг, не бересты, ни чего, не орудия труда, не одеяния, не костей и могил. Ни чего. Ни сундуков, не скелеты коров и другой живности.
Да мало ли чего. Приборы, магические артефакты.
Ни чего. Вся эта археология белыми нитками шита перешита перештопана.
Археология это так же принадлежность народа к данной земле и местности. Это понятно. Где кости предков и быт там и родина начинается или заканчивается.
Особенно Архитектура и утварь, предметы обихода и могилы. Прямое свидетельство земли родной.
17.08.2014 00:45 Ramjes#3
Сегодня был там, раскопали фундамент какого-то дома, стоявшего на берегу реки. Не знаю, будут ли дальше раскапывать...
Вот фотка:

http://i65.fastpic.ru/big/2014/0816/...817895a91d.jpg
17.08.2014 10:53 Капля#4
Цитата:
Вернемся к камню. Он действительно очень древний и состоит из вулканической породы, считается, что в эти места его принес ледник и впоследствии он стал использоваться мерянскими племенами для поклонения. С моей точки зрения, этот камень имеет «энергетику», характерную для дольменов и любых других каменных объектов для поклонений. В первую очередь такие «святыни» имеют «стихийную энергетику», т.е. хранят в себе некую потенциальную энергию.

Когда человек входит в резонанс с такой «брутальной» энергией он «заземляется», вследствие этого с него может сойти все «энергетически-наносное», отсюда и весь «чудодейственный эффект».

С другой стороны, такие объекты являются, по церковным понятиям, «намоленными», т.е. древние племена, совершая ритуалы вокруг таких камней, вкладывали в них определенную ментальную энергию и информацию. В каком-то смысле можно сказать, что такой камень является «древней флешкой», а человек способен считывать эту информацию.
Именно эту "двойственность" камня я почувствовала. Есть его энергетика, да, чистая, я бы даже сказала "простая", или заземляющая, как ты говоришь. И есть наносное-намоленное. Эта энергетика не резонирует с камнем, напротив, будто засоряет его энергетику.
Даже через восприятие, настройку идет искажение...вся эта расспыпанная крупа, ленточки, чем-то политость...мусор снаружи - замусоривание энергии камня.