Духовная прелесть
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
http://hotelivory.files.wordpress.co...m_and_ring.jpg
Духовная прелесть (от «прельщение», «лесть») — высшая и очень тонкая форма лести т. е. обмана прельщаемого. Церковью понимается как «повреждение естества человеческого ложью» <sup id="cite_ref-0" class="reference">[1]</sup>. Состояние духовной прелести характеризуется тем, что человеку кажется, что он достиг определённых духовных высот вплоть до личной святости. Такое состояние может сопровождаться уверенностью человека в том, что он общается с ангелами или святыми, удостоился видений или даже способен творить чудеса. Впавшему в духовную прелесть человеку на самом деле могут являться «ангелы» или «святые», на самом деле являющиеся демонами, выдающими себя прельщаемому за ангелов или святых. Также впавшему в духовную прелесть действительно могут быть видения, на самом деле наведенные демонами или являющиеся обыкновенными галлюцинациями. В состоянии прелести человек очень легко принимает ложь, являющуюся следствием демонического (бесовского) внушения, за истину.
Учение о духовной прелести и глубокое понимание такого состояния человеческого разума свойственно православному монашеству в течение всей его истории. В частности, это учение подробно разработано в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова). <sup id="cite_ref-1" class="reference">[2]</sup>
Важность учения о духовной прелести состоит в том, что в православной аскетике оно неразрывно связано с учением о молитве (особенно Иисусовой молитве). Духовная прелесть является основной опасностью, подстерегающей христианина (особенно клириков), приступившего к молитвенному подвигу.
Виды духовной прелести
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
http://hotelivory.files.wordpress.co...m_and_ring.jpg
Духовная прелесть (от «прельщение», «лесть») — высшая и очень тонкая форма лести т. е. обмана прельщаемого. Церковью понимается как «повреждение естества человеческого ложью» <sup id="cite_ref-0" class="reference">[1]</sup>. Состояние духовной прелести характеризуется тем, что человеку кажется, что он достиг определённых духовных высот вплоть до личной святости. Такое состояние может сопровождаться уверенностью человека в том, что он общается с ангелами или святыми, удостоился видений или даже способен творить чудеса. Впавшему в духовную прелесть человеку на самом деле могут являться «ангелы» или «святые», на самом деле являющиеся демонами, выдающими себя прельщаемому за ангелов или святых. Также впавшему в духовную прелесть действительно могут быть видения, на самом деле наведенные демонами или являющиеся обыкновенными галлюцинациями. В состоянии прелести человек очень легко принимает ложь, являющуюся следствием демонического (бесовского) внушения, за истину.
Учение о духовной прелести и глубокое понимание такого состояния человеческого разума свойственно православному монашеству в течение всей его истории. В частности, это учение подробно разработано в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова). <sup id="cite_ref-1" class="reference">[2]</sup>
Важность учения о духовной прелести состоит в том, что в православной аскетике оно неразрывно связано с учением о молитве (особенно Иисусовой молитве). Духовная прелесть является основной опасностью, подстерегающей христианина (особенно клириков), приступившего к молитвенному подвигу.
Виды духовной прелести
- «Мнение (самомнение, дмение) — когда человек мнит о себе нечто, будучи ничто» <sup id="cite_ref-beseda_2-0" class="reference">[3]</sup> Сипмтомы: впавший в духовную прелесть присваивает себе достоинства, данные Богом, и/или придумывает для себя несуществующие достоинства. (Например, по православному церковному учению человек не может иметь перед Богом сверхдолжных заслуг.) <sup id="cite_ref-readr_3-0" class="reference">[4]</sup>.
- «Воображение — когда человек видит внутри или вне себя то, чего на самом деле не существует»<sup id="cite_ref-beseda_2-1" class="reference">[3]</sup> То есть в течение молитвы даёт волю блужданию своей фантазии на тему небесного и сладость от этого занятия считает посещением благодати и любви Божией за своё усердие<sup id="cite_ref-readr_3-1" class="reference">[4]</sup>. В таком состоянии у человека могут быть зрительные, звуковые (например «голоса») и/или запаховые галлюцинации. Также человек может впадать в эйфорию, сходную с наркотической.
- Прямой обман человека, совершаемый демонами. В этом случае человеку могут реальные явления «ангелов» и «святых», т. е. прячущихся за личинами ангелов и святых демонов, дающих разнообразные советы, а также «помогающих» человеку в его делах. Также человек может слышать различные голоса, рекомендующие или даже требуеющие от него совершить некоторые действия.