Искусство аутсайдеров ( англ. outside-art - искусство со стороны) – художественное направление в мировом искусстве, получившее широкое распространение с конца XX в. Искусство аутсайдеров, или «посторонних», включает в себя творчество людей, находящихся вне общества, - душевнобольных, инвалидов, заключенных, детей, всевозможных маргиналов.
Описание ментальных (патологических) состояний, связанных с проведением разного рода ритуалов, обнаруживается еще в Греко-римской культуре. В христианской иконографии точное отображение признаков душевной болезни содержали изображения изгнания дьявола из людей. Сюжеты с прокаженными, изгоями, «повредившимися в уме» особенно распространены в средневековом искусстве (творчество П.Брейгеля Старшего и И.Босха).
Радикальный поворот в сторону интереса к обитателям «домов безумных» связан с XVIII веком и господствующим тогда в искусстве романтизмом, породившем идею близости гениальности и помешательства. Конец XIX - начало XX вв. ознаменованы исследованиями творчества душевнобольных, представленных в крупных коллекциях врачей-психиатров В.Моргентхаллера, Г.Принцхорна. Опубликованные сведения вызвали огромный интерес со стороны как отдельных художников (П.Пикассо, П.Гоген), так и целых направлений (экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм), считающих самовыражение людей, не затронутых цивилизацией, истинным творчеством.
В конце 1940-х гг. французский художник Ж.Дюбюффе выдвинул концепцию антикультурного искусства (Ар брют), к которому он относил любого рода произведения «несущие спонтанный и в высшей степени изобретательный характер и почти совсем не зависящие от общепринятого искусства и культурных шаблонов». Он стал создателем первой самой крупной коллекции работ аутсайдеров, легшую в основу музея Ар брют.
Сам термин «Аутсайдер арт» был введен критиком Р.Кардиналом в 1972 г. как английский эквивалент французского Ар брют. В современном искусствоведении Аутсайдер арт не отождествляется только с искусством душевнобольных, он включает работы непрофессиональных мастеров, которые не следуют в своем творчестве каким-либо традициям и установкам, не осознающие себя художниками, а движимы исключительно потребностью творить.
Мастера искусства аутсайдеров: Адольф Вельфли, Генри Дангер, Мортон Бартлетт, Роземари Кочи, Пол Хамфри, Юджин фон Брюнхенхайн, Александр Лобанов
<noindex><noindex>http://www.izostili.ru/index.php?section_ID=26</noindex></noindex>
https://solium.ru/forum/saveimg/2010/...k7fecuflbf.jpg
https://solium.ru/forum/saveimg/2010/...ng6ebjrvap.jpg
https://solium.ru/forum/saveimg/2010/...aljnstspsa.jpg
https://solium.ru/forum/saveimg/2010/...yjxfgdtm0z.jpg
https://solium.ru/forum/saveimg/2010/...kxpkvbvnre.jpg
Два ролика, сделанных Максом Хаттлером по мотивам произведений французского художника-аутсайдера Огюстина Лесажа. Видео "1923" (ака Рай) основано на картине "Символическая композиция духовного мира" 1923 года, в то время как ролик "1925" (ака Ад) сделан под влиянием работы Лесажа "Символическая композиция духовного мира" 1925 года
<object height="225" width="400">
<embed src="http://vimeo.com/moogaloop.swf?clip_id=9506884&server=vimeo.com&sho w_title=1&show_byline=1&show_portrait=0&color=abab ab&fullscreen=1" type="application/x-shockwave-flash" allowfullscreen="true" allowscriptaccess="always" height="225" width="400"></object><noindex>
<noindex>1923 aka Heaven (by Max Hattler)</noindex></noindex> from <noindex><noindex>Max Hattler</noindex></noindex> on <noindex><noindex>Vimeo</noindex></noindex>.
<object height="225" width="400">
<embed src="http://vimeo.com/moogaloop.swf?clip_id=10059901&server=vimeo.com&sh ow_title=1&show_byline=1&show_portrait=0&color=aba bab&fullscreen=1" type="application/x-shockwave-flash" allowfullscreen="true" allowscriptaccess="always" height="225" width="400"></object><noindex><noindex>
1925 aka Hell (by Max Hattler)</noindex></noindex> from <noindex><noindex>Max Hattler</noindex></noindex> on <noindex><noindex>Vimeo</noindex></noindex>.
Описание ментальных (патологических) состояний, связанных с проведением разного рода ритуалов, обнаруживается еще в Греко-римской культуре. В христианской иконографии точное отображение признаков душевной болезни содержали изображения изгнания дьявола из людей. Сюжеты с прокаженными, изгоями, «повредившимися в уме» особенно распространены в средневековом искусстве (творчество П.Брейгеля Старшего и И.Босха).
Радикальный поворот в сторону интереса к обитателям «домов безумных» связан с XVIII веком и господствующим тогда в искусстве романтизмом, породившем идею близости гениальности и помешательства. Конец XIX - начало XX вв. ознаменованы исследованиями творчества душевнобольных, представленных в крупных коллекциях врачей-психиатров В.Моргентхаллера, Г.Принцхорна. Опубликованные сведения вызвали огромный интерес со стороны как отдельных художников (П.Пикассо, П.Гоген), так и целых направлений (экспрессионизм, сюрреализм, абстракционизм), считающих самовыражение людей, не затронутых цивилизацией, истинным творчеством.
В конце 1940-х гг. французский художник Ж.Дюбюффе выдвинул концепцию антикультурного искусства (Ар брют), к которому он относил любого рода произведения «несущие спонтанный и в высшей степени изобретательный характер и почти совсем не зависящие от общепринятого искусства и культурных шаблонов». Он стал создателем первой самой крупной коллекции работ аутсайдеров, легшую в основу музея Ар брют.
Сам термин «Аутсайдер арт» был введен критиком Р.Кардиналом в 1972 г. как английский эквивалент французского Ар брют. В современном искусствоведении Аутсайдер арт не отождествляется только с искусством душевнобольных, он включает работы непрофессиональных мастеров, которые не следуют в своем творчестве каким-либо традициям и установкам, не осознающие себя художниками, а движимы исключительно потребностью творить.
Мастера искусства аутсайдеров: Адольф Вельфли, Генри Дангер, Мортон Бартлетт, Роземари Кочи, Пол Хамфри, Юджин фон Брюнхенхайн, Александр Лобанов
<noindex><noindex>http://www.izostili.ru/index.php?section_ID=26</noindex></noindex>
https://solium.ru/forum/saveimg/2010/...k7fecuflbf.jpg
https://solium.ru/forum/saveimg/2010/...ng6ebjrvap.jpg
https://solium.ru/forum/saveimg/2010/...aljnstspsa.jpg
https://solium.ru/forum/saveimg/2010/...yjxfgdtm0z.jpg
https://solium.ru/forum/saveimg/2010/...kxpkvbvnre.jpg
Два ролика, сделанных Максом Хаттлером по мотивам произведений французского художника-аутсайдера Огюстина Лесажа. Видео "1923" (ака Рай) основано на картине "Символическая композиция духовного мира" 1923 года, в то время как ролик "1925" (ака Ад) сделан под влиянием работы Лесажа "Символическая композиция духовного мира" 1925 года
<object height="225" width="400">
<embed src="http://vimeo.com/moogaloop.swf?clip_id=9506884&server=vimeo.com&sho w_title=1&show_byline=1&show_portrait=0&color=abab ab&fullscreen=1" type="application/x-shockwave-flash" allowfullscreen="true" allowscriptaccess="always" height="225" width="400"></object><noindex>
<noindex>1923 aka Heaven (by Max Hattler)</noindex></noindex> from <noindex><noindex>Max Hattler</noindex></noindex> on <noindex><noindex>Vimeo</noindex></noindex>.
<object height="225" width="400">
<embed src="http://vimeo.com/moogaloop.swf?clip_id=10059901&server=vimeo.com&sh ow_title=1&show_byline=1&show_portrait=0&color=aba bab&fullscreen=1" type="application/x-shockwave-flash" allowfullscreen="true" allowscriptaccess="always" height="225" width="400"></object><noindex><noindex>
1925 aka Hell (by Max Hattler)</noindex></noindex> from <noindex><noindex>Max Hattler</noindex></noindex> on <noindex><noindex>Vimeo</noindex></noindex>.