Не знаю, в тот ли раздел помещаю эту тему, и адекватно ли подобрала к ней название... В общем, суть вот в чем.
Расскажу своими словами стадии, плюс размышления по этому поводу. Вступление долгое, потерпите))
Есть в кросскультурной психологии концепция Барна о барьерах межкультурной коммуникации, и один из них - предрассудки (невежество). Мне кажется, что описанная ниже динамика применима по отношению не только к межкультурному взаимодействию, но и к взаимодействию с чем-то новым и непривычным вообще.
Предрассудки в норме есть у каждого человека, он их не осознает, и процесс их "выведения на чистую воду" проходит следующие стадии:
1. Неосознанное невежество. Человек невежественен, совершает "ляпы", но даже не подозревает об этом. Видит негативные последствия и приписывает их причину чему угодно, только не своим ошибочным убеждениям.
2. Осознанное невежество. Человек уже понимает, что что-то не так. Он начинает замечать, что какие-то из его убеждений являются ошибочными, но уже после того, как проявятся негативные последствия. Это вариант "хорошая мысля приходит опосля")
3. Осознанное знание. Человек осознанно не делает ошибок, он знает свои слабые стороны и умеет с ними управляться, не доводя дело до негатива.
4. Неосознанное знание. Адекватные, оправдавшие себя в жизни убеждения, схемы поведения, знания, уходят в бессознательное. Человек действует правильно "на автомате". Если же ситуация "снаружи" меняется настолько, что эта "правильность" вновь становится невежеством, он вновь проходит эти четыре стадии, закрепляя уже новые знания и убеждения, таким образом, четвертая стадия одного цикла является первой для следующего.
У разных людей разная легкость и скорость прохождения этих стадий. Кто-то цепляется на полпути и там и остается.
Но - меня очень заинтересовала последняя стадия, уход в сферу неосознанного. Не потому ли есть прекрасные специалисты, которые, тем не менее, не способны ничему научить и вообще объяснить, как у них что-то получается? Знания и убеждения, оставшиеся из прошлых жизней - аналогично, ведь есть вещи, которые просто умеешь, сами получаются, ни объяснить их механизм, ни обучить ему другого невозможно, а чтобы вытащить эту информацию вновь в сознание нужно работать над этим, вспомнить предыдущий этап, третий, - но при этом есть риск потерять в качестве, ведь на четвертой уже все сливки отфильтрованы, и возвращение к предыдущей - это по сути регресс в качестве, хотя есть вероятность зацепить там что-то, что тогда отфильтровалось, а сейчас могло бы пригодиться - но так же вероятно подцепить то, что и тогда не оправдалось, и сейчас будет только мешать.
Получается, исходя из этого, что те, кто могут и знают - почему и как именно они так могут, находятся на третьей стадии, либо дойдя до нее с первой, либо спустившись с четвертой. У них вопросы эффективности решают сознание и разум, а у "бессознальщиков" - интуиция и опыт. Конечно, разум часто сочетается с интуицией, ведь багаж какой-то уже есть.
Могут ли эти стадии быть ответом на вопрос откуда и как берутся подсказки интуиции? И вообще - хотелось бы обсудить, какие у вас соображения по этому поводу, что из этого полезного для себя можно вытащить.
http://st1.diets.ru/data/cache/2013m...71-700x500.jpg
Расскажу своими словами стадии, плюс размышления по этому поводу. Вступление долгое, потерпите))
Есть в кросскультурной психологии концепция Барна о барьерах межкультурной коммуникации, и один из них - предрассудки (невежество). Мне кажется, что описанная ниже динамика применима по отношению не только к межкультурному взаимодействию, но и к взаимодействию с чем-то новым и непривычным вообще.
Предрассудки в норме есть у каждого человека, он их не осознает, и процесс их "выведения на чистую воду" проходит следующие стадии:
1. Неосознанное невежество. Человек невежественен, совершает "ляпы", но даже не подозревает об этом. Видит негативные последствия и приписывает их причину чему угодно, только не своим ошибочным убеждениям.
2. Осознанное невежество. Человек уже понимает, что что-то не так. Он начинает замечать, что какие-то из его убеждений являются ошибочными, но уже после того, как проявятся негативные последствия. Это вариант "хорошая мысля приходит опосля")
3. Осознанное знание. Человек осознанно не делает ошибок, он знает свои слабые стороны и умеет с ними управляться, не доводя дело до негатива.
4. Неосознанное знание. Адекватные, оправдавшие себя в жизни убеждения, схемы поведения, знания, уходят в бессознательное. Человек действует правильно "на автомате". Если же ситуация "снаружи" меняется настолько, что эта "правильность" вновь становится невежеством, он вновь проходит эти четыре стадии, закрепляя уже новые знания и убеждения, таким образом, четвертая стадия одного цикла является первой для следующего.
У разных людей разная легкость и скорость прохождения этих стадий. Кто-то цепляется на полпути и там и остается.
Но - меня очень заинтересовала последняя стадия, уход в сферу неосознанного. Не потому ли есть прекрасные специалисты, которые, тем не менее, не способны ничему научить и вообще объяснить, как у них что-то получается? Знания и убеждения, оставшиеся из прошлых жизней - аналогично, ведь есть вещи, которые просто умеешь, сами получаются, ни объяснить их механизм, ни обучить ему другого невозможно, а чтобы вытащить эту информацию вновь в сознание нужно работать над этим, вспомнить предыдущий этап, третий, - но при этом есть риск потерять в качестве, ведь на четвертой уже все сливки отфильтрованы, и возвращение к предыдущей - это по сути регресс в качестве, хотя есть вероятность зацепить там что-то, что тогда отфильтровалось, а сейчас могло бы пригодиться - но так же вероятно подцепить то, что и тогда не оправдалось, и сейчас будет только мешать.
Получается, исходя из этого, что те, кто могут и знают - почему и как именно они так могут, находятся на третьей стадии, либо дойдя до нее с первой, либо спустившись с четвертой. У них вопросы эффективности решают сознание и разум, а у "бессознальщиков" - интуиция и опыт. Конечно, разум часто сочетается с интуицией, ведь багаж какой-то уже есть.
Могут ли эти стадии быть ответом на вопрос откуда и как берутся подсказки интуиции? И вообще - хотелось бы обсудить, какие у вас соображения по этому поводу, что из этого полезного для себя можно вытащить.
http://st1.diets.ru/data/cache/2013m...71-700x500.jpg