Озарение

16.04.2008 01:28 Ramjes#1
Озарение (в психиатрии)

Озарение (в психиатрии) – Внезапное немотивированное и не связанное с предшествующими переживаниями возникновение у психически больного умозаключений, образных представлений, воспоминаний или бредовых идей, сопровождающихся экстазом.

--

Озарение (догадка, инсайт) - внезапное, мгновенно возникающее и невыводимое из прошлого опыта новое понимание, постижение существенных отношений, задач, проблем и структуры ситуации в целом, посредством коего достигается осмысленное решение проблемы. Внезапное усмотрение сути ситуации проблемной.

Понятие озарения введено гештальт-психологией. В работе немецкого психолога В. Келера об интеллекте человекообразных обезьян (1925 г.) оно было противопоставлено бихевиористскому представлению о постепенном и "слепом" научении методом проб и ошибок. В опытах Келера с человекообразными обезьянами (когда им предлагались задачи, которые можно было решены лишь опосредованно) было показано, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро прийти к правильному решению.

В дальнейшем это понятие использовалось в исследованиях немецких психологов М. Вертхаймера и К. Дункера в качестве характеристики человеческого мышления - как особый интеллектуальный акт, при коем решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа.
Понятию озарения следует придавать описательное, но не объяснительное значение. С позиций материализма, его научная интерпретация связана с признанием решающего значения "подготовки" озарения в предшествующем поведении и деятельности, а также той роли, которую играет организация понимания ситуации.

http://www.otrok.ru/doktor/psy/index.php?t=151433Озарение активно используется в психодраме.
02.01.2009 21:19 Лиатрис#2
А у меня озарение бывает,когда я пишу стихи(уж не знаю насколько они хороши...).Трудно обьяснит это состояние.Я ещё пишу рассказики.Обычно я не сочиняю в общепринятом смысле.Я просто жду.Образы и слова возникают сами и я их записываю.
Это я считаю примером озарения.
23.04.2009 19:38 Luk#3
Озаренный Разум .

глава из книги Сатпрема « Шри Ауробиндо , или Путешествие сознания»

Озаренный разум имеет другую природу. По мере того как высший разум постепенно обретает безмолвие, он получает доступ к этой сфере: его субстанция постепенно проясняется и то, что приходило по одной капле, льется теперь потоком: Основой является теперь уже не общая нейтральность, а чистая духовная легкость и радость, на этой основе возникают особые тона эстетического сознания. В этом заключается первое фундаментальное изменение [28]. Сознание наполняется потоком света, чаще всего золотого, в который вливаются различные цвета в зависимости от внутреннего состояния; это лучащееся вторжение {invasion lumineuse}. При этом находишься в состоянии "энтузиазма" – в том смысле, какой придавали этому слову греки: постоянное состояние пробужденности, как будто все существо находится наготове, бдит и вдруг погружается в совершенно иной, новый мир с поразительно ускоренным ритмом, новыми ценностями, новыми перспективами и неожиданными связями. Дымовая завеса мира приподнимается, все объединяется в великой вибрации радости. Жизнь становится шире, правдивее, живее. Повсюду возникают светящиеся точки истины (и уже не нужны слова), и каждый предмет несет в себе тайну, имеет особое значение и свою, особую жизнь. Человек купается в неописуемом состоянии истины, причем не анализирует происходящее – оно просто есть. И это чудесно. Все полно света, жизни, любви.

Этот светящийся поток проявляет себя в каждом по-разному (мы всегда спешим заключить его в форму вместо того, чтобы позволить ему спокойно пропитать все существо и совершать работу по его прояснению). Для одних это внезапное поэтическое вдохновение, другие видят новые архитектурные формы, третьи приходят к новым уравнениям в науке, четвертые начинают поклоняться какому-то новому Богу. Обычно восхождение к этому новому сознанию сопровождается спонтанным расцветом творческих сил, особенно на поприще поэзии. Заслуживает внимания тот факт, что среди учеников Шри Ауробиндо есть много поэтов, пишущих на самых разных языках – на китайском, хинди, английском, – как будто поэзия и искусство – это первый практический результат его йоги: Как в самом себе, так и в других, я наблюдал внезапный расцвет способностей во всех видах деятельности, расцвет, который является следствием открытия сознания – так, например, тот, кто долго и безуспешно работал над тем, чтобы выразить себя в поэзии, в течение дня становится мастером поэтического языка и ритма. Это вопрос надлежащего безмолвия разума и надлежащей открытости Слову, которое стремится выразить себя – ибо Слово уже готово, оно сформировано в тех внутренних планах, где получают рождение все виды искусства, но измениться должен передающий разум – измениться и стать совершенным каналом {передачи}, а не препятствием [29].

Поэзия – самое подходящее средство, позволяющее почувствовать, что собою представляют эти высшие планы сознания. В ритме поэтического произведения можно легко уловить вибрации. Поэтому далее мы будем прибегать к помощи поэзии, хотя Сверхсознательное не является привилегией одних только поэтов. В своей обширной переписке на тему поэзии и в работе "Поэзия будущего" Шри Ауробиндо приводит многочисленные примеры стихов, исходящих непосредственно из озаренного разума. {{ 4 }} Прекрасной иллюстрацией поэзии озаренного разума являются отдельные пассажи творчества А.Рембо, особенно его "Пьяный корабль". Не следует привязываться к внешнему смыслу, надо слушать то, что вибрирует за ним; ибо поэзия и вообще все искусства – это в конечном счете не что иное, как средство уловить крошечную, неуловимую ноту, ноту, которая вроде бы ничего особенного собою не представляет и в то же время есть сама жизнь:
Je sais les cieux crevant en eclairs, et les trombes
Et les ressacs et les courants; je sais le soir,
L'Aube exaltee ainsi qu'un peuple de colombes,
Et j'ai vu quelquefois ce que l'homme a cru voir!

Я знаю рвущееся небо и глубины,
И смерчи, и бурун, я знаю ночи тьму,
И зори трепетнее стаи голубиной,
И то, что не дано увидеть никому.

Перевод. М.Кудинова

Поэзия становится озаренной не в силу какого-то особого смысла, а благодаря тому, что несет в себе особую ноту озаренного плана. Ту же самую ноту мы можем найти в живописи Рембрандта, в музыкальных сочинениях Сезара Франка или даже просто в словах друга – это прикосновение истины, находящейся за поверхностью, может быть, не очень мощная, но прямо к сердцу идущая вибрация, а стихи, картина или соната – это лишь более или менее адекватные ее транскрипции. И чем выше мы восходим, тем чище, лучезарнее, шире и мощнее становится вибрация. Когда Рембо говорит
O saisons, o chateaux!
Qelle ame est sans defauts?

О замки, о смена времен!
Недостатков кто не лишен?

Перевод Н.Яковлевой

то вибрация почти ощутима – настолько ярко выражено ее присутствие. Но, очевидно, это не озаренная вибрация {не вибрация озаренного разума}: она исходит не из источника, находящегося выше головы, а из сердца – и это никак не связано со смыслом строк: слова – это только облачение вибрации. А вот строка из "Лебедя" Малларме идет прямо из озаренного разума:
Le transparent glacier des vols qui n'ont pas fui!

Полетов скованных прозрачно-синий лед...

Перевод М.Волошина

То, что существенным образом отличает произведения, которые исходят из этого плана, Шри Ауробиндо называет светящимся течением {luminous sweep}, внезапным потоком света. Эта вибрация не похожа ни на какую другую; она всегда приносит какой-то толчок и продолжает еще долго вибрировать, как камертон. Но ей редко удается сохранять свою чистоту на протяжении всего произведения, ибо ритм произведения повторяет ритм сознания с его подъемами и падениями, так будет продолжаться до тех пор, пока сознание не стабилизировано с помощью специальной дисциплины. В "Пьяном корабле" зримо присутствует озаренный разум, хотя видно и присутствие витального, а также обычного ментального сознания; также очевидно и вмешательство сверхсознательного.

Наряду с красотой озаренного разума нам открываются и его ограничения: поэзия озаренного разума льется потоками образов и слов откровения (потому что на этом плане часто открываются способности видения и слышания), чуть ли не лавиной богатых, пышных, иногда бессвязных образов, как будто сознание с трудом вмещает в себя такой поток света и такую непривычную интенсивность: это слишком много для него, это переполняет его. Восторг часто переходит в возбуждение, и если остальные части существа недостаточно подготовлены и очищены, то любая из низших частей может завладеть нисходящими силой и светом и использовать их для собственных целей; очень многие попадаются в эту ловушку. Когда низшие части существа, в особенности витальное, завладевают светящимся потоком, они делают его жестким, "драматизируют" и мучают его – сила еще присутствует, но является уже подчиненной и при этом становится жесткой, тогда как сущность озаренного разума – это радость. Здесь мы могли бы назвать имена многих поэтов и творческих натур. {{ 5 }} Кроме того, субстанция озаренного разума на самом деле не является прозрачной, она лишь полупрозрачна; свет ее рассеян – как бы чувствуешь, что истина находится повсюду, но не можешь конкретно ощутить ее – отсюда частые бессвязность и отклонения. Это только начало нового рождения. Прежде чем идти выше, необходимо более совершенное очищение и прежде всего – больший покой, естественное равновесие и безмолвие. Чем выше мы растем в сознании, тем более необходимым является незыблемое равновесие.
23.04.2009 19:59 Luk#4
А вот ещё пример переживания ….

Из книги «Тело Света» А. Герасимова

Один из наиболее знаменитых канадских психиатров своего времени, д-р Р. М. Бьюк (1837–1902), в возрасте 35 лет пережил необычный опыт, который радикально изменил его взгляды на жизнь. Он полагал, что некоторые люди способны достичь высшего уровня сознания, которое он назвал “космическим”. “Космическое сознание” – так называлась книга, которую он опубликовал незадолго до своей смерти.
Описывая произошедший с ним случай, он делает это в третьем лице: “Проведя вечер с друзьями за чтением поэтов – Водсворта, Шелли, Китса и более всего Уитмена, он вышел в полночь и долго ехал в кэбе (дело было в Англии). Им овладело состояние тихой, несколько расслабленной радости. Внезапно, без какого бы то ни было предупреждения, он оказался окутан облаком огненного цвета. На мгновение он подумал, что это огонь, что посреди города вспыхнул пожар, – но тут же обнаружил, что огонь в нём самом. И сразу же его охватило чувство экзальтации, чувство безбрежной радости, сменившееся неописуемо сильным интеллектуальным озарением. В его мозгу промелькнула мимолётная вспышка брахмического сияния, которое с тех пор озаряло его жизнь; на его сердце упала капля брахмического блаженства, навсегда оставив в нём привкус Неба. Он увидел, он узнал, что Космос – не мёртвая материя, но живое Присутствие; что душа человеческая бессмертна, что основной принцип мира есть то, что мы зовём любовью, и что каждому со вре¬менем обеспечено счастье. Он узнал – так он нам говорит – за несколько секунд озарения больше, чем узнал до того за месяцы и даже годы учения, и узнал много такого, чего не дало бы ему никакое учение”.
На основе опыта, приобретённого им той весной, д-р Бьюк делает следующие обобщающие выводы: “Реализация космического сознания проявляется в таком чувстве, будто вы затоплены пламенем или розовым облаком, или, лучше сказать, чувством, будто само ваше сознание наполнено облаком или туманом. Это ощущение сопровождается чувством радости, доверия, торжества, спасения. Одновременно с этим опытом или сразу после него происходит неописуемо сильное интеллектуальное озарение. Мгновенность этого озарения можно сравнить только с ослепительной вспышкой молнии посреди кромешного мрака, заливающей светом окружающий пейзаж, прежде тонувший в темноте”.
Здесь особенно следует отметить мгновенность происходящего озарения, которое во многих учениях уже уподоблялось вспышке молнии, а также эмоциональную насыщенность этого этого переживания и его тотальность.