http://img01.chitalnya.ru/upload/592/54523226618766.jpg
Основы суфизма
Суфизм - это религиозное течение, основанное на внутреннем прозрении. Первыми суфиями считают носивших шерстяные власеницы аскетов, живших в Ираке и Сирии в конце VIII – начале IX в..
В IX – X вв. были выработаны основные положения суфизма. Конечной целью суфии считали уничтожение своих личностных качеств и замену их божественными либо прямое соединение с божественной Истиной (хакк).
На заре Ислама в течении, подобному суфизму не было необходимости. Доктор Ахмад Альваш говорит об этом так: «Не было никакой нужды и потребности в суфизме при Пророке, потому что этот век является веком особо богобоязненных, набожных людей, людей настойчивого стремления и полного обращения к Аллаху, веком непосредственного влияния выдающейся личности Пророка … Не было никакой нужды в науке, которая бы учила их тому, чем они были заняты практически».
То, что имеет отношение к просветлению, не может быть выражено словами по мнению суфиев: "То, что может быть высказано, суфизмом не является. Все, что говорили о суфизме выдающиеся суфии - лишь попытки выразить в словах их собственные внутренние состояния. Они могут продемонстрировать отдельные характеристики суфизма, но не могут быть его всеобъемлющим определением. Но если всё-таки попытаться дать определение суфизму, то выглядеть оно будет примерно так: "Суфизм - это путь к Абсолютной Реальности. Побуждающей силой для движения по нему является Любовь, а средством продвижения - целеустремленное сосредоточение и внутренняя уравновешенность в любой ситуации. Цель этого пути - Бог".
Ибн Закван, объясняя роль суфизма и его пользу, сказал: "Наука, которая очищает внутренний мир от пороков души во всех ее состояниях". Объясняя эти слова, великий ученый аль-Манджури сказал: "Суфизм - наука, исследующая способы очищения внутреннего мира человека от пороков души, таких как злоба, зависть, обман, любовь к похвале, гордыня, показуха, ненависть, алчность, скупость, почитание богатых, принижение бедных, потому что суфизм обнажает пороки и указывает на пути избавления от них. Суфизм помогает душе преодолеть препятствия путем избавления ее от пороков и мерзких качеств, таким образом, приводя к освобождению сердца от всего, кроме Аллаха и к украшению его поминанием Великого Аллаха".
Фузайл ибн Ияз сказал: "Ты иди по истинной дороге и пусть тебя не мучает одиночество в этом пути. Ты берегись пути зла и пусть тебя не вводит в заблуждение количество выбравших этот путь, всякий раз, когда ты ощущаешь одиночество, ты вспомни своих братьев, покинувших этот мир, и стремись достичь их и отведи свой взор от остальных, они не помогут тебе ничем перед Аллахом. Если же они зовут тебя прочь от твоего пути, ты не обращай на них внимания. Как только ты обратишь на них внимание, они увлекут тебя, и введут в заблуждение".
Путь суфев
Ибн Уджайба: "Суфизм - это наука, которая ознакомляет с методами приближения к Царю царей и способствует очищению внутреннего мира человека от пороков и облагораживанию его посредством приобретения достоинств всех видов. Началом его является наука, средняя часть - практика, конец его - дар Божий". Таким образом путь суфия к Богу разделён на 3 этапа.
Шариат - первый этап - есть начало пути познания.
1 - исповедование веры.
2 - пятикратное произношение молитвы в сутки.
3 - соблюдение поста Рамазана.
4 - паломничество в священный город Мекку.
5 - выплата заката (приношение жертвы во имя Аллаха).
Тарикат - второй этап - путь духовного совершенствования. Означает духовную жизнь путника на пути познания Бога. Иногда заменяется термином Странствие. Шейхи-суфии говорили, что количество путей к Богу соответствует количеству путников. Поскольку вводится образ странствия, то вводится и образ стоянок на пути (макам). Речь идёт об основных состояниях, через которые должен пройти путник.
Основные макамы:
1. Тауба или тавба (покаяние).
2. Вара (осмотрительность, благочестие) - путник должен стараться не причинить никому зла. Суфийский святой Шибли говорил, что вара разделяется на три вида: 1 - предостерегать язык от бессмысленных высказываний и не вмешиваться в чужие разговоры, 2 - избегать всяких сомнений и держаться в стороне от подозрительных и запретных намерений, 3 - воздерживаться от неблагородных и аморальных поступков. Вара считается последней ступенью для верующих и первой ступенью для суфия.
3. Зуфд (воздержанность, аскетизм).
4. Факр (бедность, нищета).
5. фабр, сабр (терпение)
6. Таваккул (упование на Бога)
7. Рида, риза (покорность, удовлетворенность).
В стадии тарикат путник пути познания Бога должен стараться очистить свою душу и сердце от всех дурных качеств. Его поступки должны сводится к 10 правилам ступени тариката:
1. Быть убежденным.
2. У путника должен быть осведомленный, знающий наставник, ибо без руководителя, наставника путник не может достичь цели.
3. Быть преданным, покорным учеником и привязанным своему наставнику. Его воля должна всесторонне подчиняться воле наставника.
4. Быть исполнительным. Все действия и поступки он должен совершать по указанию наставника.
5. Отрешение.
6. Быть праведным и благочестивым, честным, честно зарабатывая свой хлеб насущный.
7. Должен соблюдать умеренность в разговоре и беседе с людьми.
8. Умеренность во сне.
9. Умеренность в пище.
10. Предпочитать аскетический образ жизни.
На пути духовного подвижничества возникают и другие явления духовной жизни - кратковременные настроения или порывы, налетающие на путника во время прохождения им пути. Эти состояния они обозначили термином «Хал» - эти состояния, в противоположность макаму, собственными усилиями путника достигнуты быть не могут. Это - Божественная милость, ниспосылаемая свыше.
Например, курб (близость) - при котором человек ощущает себя стоящим в непосредственной близости к Богу, ощущает на себе взор Бога. Иногда сюда причисляют и фану (небытие). Для большинства суфийских мастеров фана - это не конечный пункт, за фана идет ее логическое следствие - бака (вечность): ощутив уничтожение своего временного преходящего "я", суфий осознаёт, что существует так же вечно, как вечна и Божественная Сущность. Это состояние бессмертия высшее из состояний, доступных для путника.
Хакикат – третий этап пути. Путник познает истинную природу бытия, Бога и сопричастность Ей. Основные принципы этой ступени выглядят так:
1. Познание Бога, а после Богопознания познание философии вещей.
2. Примирение со всеми, являющееся главным, основным признаком того, что путник познал Бога. На этой ступени путник ни с кем не враждует, ни с кем не вступает в спор, не отрицает утверждений никаких религий, со всеми проявляет веротерпимость.
3. Быть сочувствующим, чтобы все сделанное им пригодилось людям. Он должен направлять людей на благородные дела, поступки, воспитывать в них чувство взаимоуважения друг к другу своими назиданиями и наставлениями.
4. По отношению ко всем людям быть сдержанным, скромным, иметь одинаковые отношения с разными людьми.
5. Быть покорным и вести свободный, ни от кого не зависимый образ жизни.
6. Уповать на Бога и быть терпеливым.
7. Не быть алчным и стяжателем, ибо основой всяких дурных порочных поступков является алчность.
8. Довольствоваться малым.
9. Стараться принести людям только пользу и не обижать их ни в коем случае.
10. Во всех отношениях и ситуациях вести себя спокойно и хладнокровно.
Такие качества проявляются лишь после того, как путник проникает в сущность духовных путешествий: сайр ил-Аллах (путешествие к Богу), сайр фил-Аллах (путешествие в Боге) и начинает путешествие "С Богом к людям", после которого начинается 4-е путешествие "С людьми к Богу".
было использовано при написании несколько источников, сохранить не догадалась тогда. если кто узнает - подскажите.
Основы суфизма
Суфизм - это религиозное течение, основанное на внутреннем прозрении. Первыми суфиями считают носивших шерстяные власеницы аскетов, живших в Ираке и Сирии в конце VIII – начале IX в..
В IX – X вв. были выработаны основные положения суфизма. Конечной целью суфии считали уничтожение своих личностных качеств и замену их божественными либо прямое соединение с божественной Истиной (хакк).
На заре Ислама в течении, подобному суфизму не было необходимости. Доктор Ахмад Альваш говорит об этом так: «Не было никакой нужды и потребности в суфизме при Пророке, потому что этот век является веком особо богобоязненных, набожных людей, людей настойчивого стремления и полного обращения к Аллаху, веком непосредственного влияния выдающейся личности Пророка … Не было никакой нужды в науке, которая бы учила их тому, чем они были заняты практически».
То, что имеет отношение к просветлению, не может быть выражено словами по мнению суфиев: "То, что может быть высказано, суфизмом не является. Все, что говорили о суфизме выдающиеся суфии - лишь попытки выразить в словах их собственные внутренние состояния. Они могут продемонстрировать отдельные характеристики суфизма, но не могут быть его всеобъемлющим определением. Но если всё-таки попытаться дать определение суфизму, то выглядеть оно будет примерно так: "Суфизм - это путь к Абсолютной Реальности. Побуждающей силой для движения по нему является Любовь, а средством продвижения - целеустремленное сосредоточение и внутренняя уравновешенность в любой ситуации. Цель этого пути - Бог".
Ибн Закван, объясняя роль суфизма и его пользу, сказал: "Наука, которая очищает внутренний мир от пороков души во всех ее состояниях". Объясняя эти слова, великий ученый аль-Манджури сказал: "Суфизм - наука, исследующая способы очищения внутреннего мира человека от пороков души, таких как злоба, зависть, обман, любовь к похвале, гордыня, показуха, ненависть, алчность, скупость, почитание богатых, принижение бедных, потому что суфизм обнажает пороки и указывает на пути избавления от них. Суфизм помогает душе преодолеть препятствия путем избавления ее от пороков и мерзких качеств, таким образом, приводя к освобождению сердца от всего, кроме Аллаха и к украшению его поминанием Великого Аллаха".
Фузайл ибн Ияз сказал: "Ты иди по истинной дороге и пусть тебя не мучает одиночество в этом пути. Ты берегись пути зла и пусть тебя не вводит в заблуждение количество выбравших этот путь, всякий раз, когда ты ощущаешь одиночество, ты вспомни своих братьев, покинувших этот мир, и стремись достичь их и отведи свой взор от остальных, они не помогут тебе ничем перед Аллахом. Если же они зовут тебя прочь от твоего пути, ты не обращай на них внимания. Как только ты обратишь на них внимание, они увлекут тебя, и введут в заблуждение".
Путь суфев
Ибн Уджайба: "Суфизм - это наука, которая ознакомляет с методами приближения к Царю царей и способствует очищению внутреннего мира человека от пороков и облагораживанию его посредством приобретения достоинств всех видов. Началом его является наука, средняя часть - практика, конец его - дар Божий". Таким образом путь суфия к Богу разделён на 3 этапа.
Шариат - первый этап - есть начало пути познания.
1 - исповедование веры.
2 - пятикратное произношение молитвы в сутки.
3 - соблюдение поста Рамазана.
4 - паломничество в священный город Мекку.
5 - выплата заката (приношение жертвы во имя Аллаха).
Тарикат - второй этап - путь духовного совершенствования. Означает духовную жизнь путника на пути познания Бога. Иногда заменяется термином Странствие. Шейхи-суфии говорили, что количество путей к Богу соответствует количеству путников. Поскольку вводится образ странствия, то вводится и образ стоянок на пути (макам). Речь идёт об основных состояниях, через которые должен пройти путник.
Основные макамы:
1. Тауба или тавба (покаяние).
2. Вара (осмотрительность, благочестие) - путник должен стараться не причинить никому зла. Суфийский святой Шибли говорил, что вара разделяется на три вида: 1 - предостерегать язык от бессмысленных высказываний и не вмешиваться в чужие разговоры, 2 - избегать всяких сомнений и держаться в стороне от подозрительных и запретных намерений, 3 - воздерживаться от неблагородных и аморальных поступков. Вара считается последней ступенью для верующих и первой ступенью для суфия.
3. Зуфд (воздержанность, аскетизм).
4. Факр (бедность, нищета).
5. фабр, сабр (терпение)
6. Таваккул (упование на Бога)
7. Рида, риза (покорность, удовлетворенность).
В стадии тарикат путник пути познания Бога должен стараться очистить свою душу и сердце от всех дурных качеств. Его поступки должны сводится к 10 правилам ступени тариката:
1. Быть убежденным.
2. У путника должен быть осведомленный, знающий наставник, ибо без руководителя, наставника путник не может достичь цели.
3. Быть преданным, покорным учеником и привязанным своему наставнику. Его воля должна всесторонне подчиняться воле наставника.
4. Быть исполнительным. Все действия и поступки он должен совершать по указанию наставника.
5. Отрешение.
6. Быть праведным и благочестивым, честным, честно зарабатывая свой хлеб насущный.
7. Должен соблюдать умеренность в разговоре и беседе с людьми.
8. Умеренность во сне.
9. Умеренность в пище.
10. Предпочитать аскетический образ жизни.
На пути духовного подвижничества возникают и другие явления духовной жизни - кратковременные настроения или порывы, налетающие на путника во время прохождения им пути. Эти состояния они обозначили термином «Хал» - эти состояния, в противоположность макаму, собственными усилиями путника достигнуты быть не могут. Это - Божественная милость, ниспосылаемая свыше.
Например, курб (близость) - при котором человек ощущает себя стоящим в непосредственной близости к Богу, ощущает на себе взор Бога. Иногда сюда причисляют и фану (небытие). Для большинства суфийских мастеров фана - это не конечный пункт, за фана идет ее логическое следствие - бака (вечность): ощутив уничтожение своего временного преходящего "я", суфий осознаёт, что существует так же вечно, как вечна и Божественная Сущность. Это состояние бессмертия высшее из состояний, доступных для путника.
Хакикат – третий этап пути. Путник познает истинную природу бытия, Бога и сопричастность Ей. Основные принципы этой ступени выглядят так:
1. Познание Бога, а после Богопознания познание философии вещей.
2. Примирение со всеми, являющееся главным, основным признаком того, что путник познал Бога. На этой ступени путник ни с кем не враждует, ни с кем не вступает в спор, не отрицает утверждений никаких религий, со всеми проявляет веротерпимость.
3. Быть сочувствующим, чтобы все сделанное им пригодилось людям. Он должен направлять людей на благородные дела, поступки, воспитывать в них чувство взаимоуважения друг к другу своими назиданиями и наставлениями.
4. По отношению ко всем людям быть сдержанным, скромным, иметь одинаковые отношения с разными людьми.
5. Быть покорным и вести свободный, ни от кого не зависимый образ жизни.
6. Уповать на Бога и быть терпеливым.
7. Не быть алчным и стяжателем, ибо основой всяких дурных порочных поступков является алчность.
8. Довольствоваться малым.
9. Стараться принести людям только пользу и не обижать их ни в коем случае.
10. Во всех отношениях и ситуациях вести себя спокойно и хладнокровно.
Такие качества проявляются лишь после того, как путник проникает в сущность духовных путешествий: сайр ил-Аллах (путешествие к Богу), сайр фил-Аллах (путешествие в Боге) и начинает путешествие "С Богом к людям", после которого начинается 4-е путешествие "С людьми к Богу".
было использовано при написании несколько источников, сохранить не догадалась тогда. если кто узнает - подскажите.